Органы опеки и попечительства
- выявление и учет
- формирование банка данных
- устройство детей-сирот
Орган опеки и попечительства является подразделением муниципалитета района и выполняет целый ряд функции: Выявление и учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; формирование банка данных о кандидатах в усыновители, опекуны (попечители), приемные родители; устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Специалисты осуществляют прием граждан по вопросам, затрагивающим права и интересы несовершеннолетних, как имущественные, так и неимущественные: вопросы лишения родительских прав, ограничении родительских прав, подготовка заключений и участие в заседаниях суда.
Специалист по охране прав детей консультирует граждан по вопросам сделок с жильем, затрагивающих интересы несовершеннолетних. узнать больше
Выберите нужный район Москвы
Ранее, в соответствии со статьей 133 Кодекса о браке и семье РСФСР, опекун был не вправе (без предварительного разрешения органов опеки и попечительства) совершать сделки, выходящие за пределы бытовых, в частности, отказа от принадлежащих подопечному прав, а попечитель давать согласие на совершение таких сделок. Отказ от участия в приватизации мог быть осуществлен родителями и усыновителями несовершеннолетних, а также их опекунами и попечителями только при наличии разрешения органов опеки и попечительства.
Жилые помещения, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте до 15 лет, передаются им в собственность по заявлению родителей (усыновителей), опекунов с предварительного разрешения органов опеки и попечительства либо по инициативе указанных органов. Жилые помещения, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте от 15 до 18 лет, передаются им в собственность по их заявлению с согласия родителей (усыновителей), попечителей и органов опеки и попечительства.
Ограждены законом права и интересы несовершеннолетних и при производстве сделок с приватизированным жильем. Теперь для совершения сделок в отношении приватизированных жилых помещений, в которых проживают несовершеннолетние, независимо от того, являются ли они собственниками, сособственниками или членами семьи собственников, в том числе бывшими, имеющие право пользования данным жилым помещением, требуется предварительное разрешение органов опеки и попечительства. Это правило распространяется также на жилые помещения, в которых несовершеннолетние не проживают, однако на момент приватизации имели на это жилое помещение равные с собственником права.
В последствии правовая основа для такого порядка была установлена ст. 292 ГК, предусматривающей, что любое отчуждение жилого помещения, в котором проживают несовершеннолетние члены семьи собственника, допускается с согласия органа опеки и попечительства.
Без предварительного согласия органов опеки и попечительства родители не вправе совершать или давать согласие на совершение сделок с имуществом своего ребенка, влекущих его уменьшение. Согласно пункта 2 ст. 37 ГК к таким сделкам относятся:
— во-первых, отчуждение недвижимости, а именно — продажа, обмен, дарение жилого помещения ребенка, сдачу в наем или аренду, в безвозмездное пользование или в залог;
— во-вторых, сделки, влекущие отказ от принадлежащих ребенку прав, например, отказ от наследства или дарения жилого помещения;
— в-третьих, раздел жилого помещения или выдел из него долей, а также любых других сделок, которые влекут за собой уменьшение имущества подопечного.
Важным требованием указанной статьи Гражданского кодекса РФ является правило: порядок управления имуществом ребенка для родителей, опекунов и попечителей определяется только законом.